Успокой свое дыхание, и в твоем уме воцарится мир
Медитация «Дзиран ши»
Наша медитация — это не расслабление под красивую музыку. Это очень древняя, простая и сложная одновременно техника для установления контроля над умом и накопления энергии. Для ее выполнения необходимо освоение дыхательных техник.
Что дает эта практика
— восстановление естественного дыхательного цикла,
— накопление энергии,
— управление умом, контроль мыслительного процесса,
— усиление концентрации и внимания,
— развитие глубины восприятия, чувствительности и интуиции,
— точность при принятии решений,
— управление эмоциональными колебаниями и состояниями,
— развитие творческого мышления.
Всякий может приводить в движение и ум и энергию, и лишь совсем не многие могут удержать их в спокойствии.
Это является основной целью медитации «шен дженг гонг», с помощью которой необходимо создать нижний энергетический центр, способный аккумулировать энергию, того пространства, где энергия ци может в дальнейшем трансформироваться по определенным законам. В некоторых школах даосизма этот этап отсутствует, и обучение начинается сразу с накопления энергии — наполнения дан тяня. При отсутствии его структуры наполнение зачастую занимает не один десяток лет, в то время как ее наличие в разы снижает длительность этого этапа.
Восстановление дыхания
Дыхание является естественным способом поддержания энергетического баланса внутри тела. Но у большинства из нас оно сбито, мы слишком много нервничаем и слишком мало занимаемся собой. Поэтому, в первую очередь, мы восстанавливаем функционирование дыхательных мышц — диафрагмы и грудной клетки.
Управление умом
Деятельность ума является одним из самых энергозатратных процессов, обретение контроля над которым позволяет более эффективно использовать внутренние ресурсы. Что такое контроль ума? Это означает способность человека в любой момент времени остановить внутренний диалог, свой мыслительный процесс. В идеальном варианте даже в самой сложной и критической ситуации такой человек способен сохранить разум холодным и не попадать под действие эмоций. При этом внешне его действия могут быть очень четкими, а реакция на события — мгновенной.
Познание
истинного «я»
У каждого человека рано или поздно возникает вопросы о смысле жизни и собственном предназначении. Ответ на этот вопрос невозможно найти только логическими размышлениями, для этого необходимо получить определенный внутренний опыт, который достигается только «тихими» практиками.
Ответы на вопросы «кто я» и «для чего я здесь» будут меняться в течение жизни, но инструмент познания в целом остается одним и тем же, важно нарабатывать его глубину и остроту восприятия.
Человек не контролирует свой ум, если:
— Зависает в прошлом или будущем: продолжает многократно прокручивать в голове пережитую или возможную сложную ситуацию, которая уже не требует ни осмысления, ни поиска нужного решения.
— Эмоционально реагирует на события, когда они развиваются не по его плану, или людей, которые мешают эму осуществлять свои планы.
— Теряет способность к расслаблению и переключению между активными и пассивными видами деятельности: когда мы работаем, нужно работать, когда мы ложимся спать, нужно спать.
Это вполне обычные ситуации, которые возникают в жизни каждого из нас. Но они не являются нормой, управление внутренним состоянием поддается дрессировке. У каждого свой масштаб, свой предел, после которого мы начинаем действовать на повышенных оборотах, перерасходуя внутренние ресурсы. Сначала мы тренируем состояние внутреннего контроля, возможности полной остановки мыслительного процесса и создания внутренней тишины в спокойной обстановке во время практики медитации. Постепенно мы приобретаем возможность переносить это состояние прямого восприятия реальности в обычную деятельность, стабилизируя состояние ума мы не увлекается эмоциями и более легко и разумно решаем возникший вопрос.
При регулярном использовании медитации наблюдается значительное успокоение ума, могут появляться паузы, а некоторым удается устанавливать тишину на достаточно длительные промежутки времени. Стабилизация этого достижения занимает минимум год интенсивных практик. Параллельно происходит стабилизация энергии сознания шен, которая ощущается как плотный светящийся шар в области между бровями.
Способность останавливать ум и сохранять внутреннюю тишину никак не связана с функционированием интеллекта. Научившись входить в пространство, свободное от бесконечного внутреннего диалога, практик приобретает осознанный контроль над тем, что происходит в его голове. Ум становится полностью управляемым инструментом — тем, чем он и должен быть — слугой, а не хозяином.